Четверг, 14.12.2017, 19:56
Приветствую Вас, Гость

Переход в среднюю школу

 

Что же может затруднять адаптацию детей к средней школе?

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Трудности, возникающие у детей, при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны, другие, наоборот, как бы "шалеют” от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя "тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, "прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, за посещением I класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как "старшего”, "выросшего”, того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

 

Рисованные дети школьники - ученики в вектореЧто же делать родителям?

 - В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в период адаптации. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 

- Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: "Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

- Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

- Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научиться учитывать эти разные требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому помогите  детям овладеть этим умением, объясните, с чем связаны эти различия, помогите подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например, "история” - составить план ответа по учебнику”, "иностранный язык” - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем” и т.п.). Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных "школьных” словарей и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и, следовательно, "пробелов”, "трудностей” и т.п.

- Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

 Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам  в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно)  для преодоления трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода, теми проблемами, о которых говорилось выше, существенными различиями в обучении в начальной и средней школе.

- Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом школы . Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

 

- Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений, например, на полчаса больше можно посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

- Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

 Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

 Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. например, поручите ему рассчитать необходимо количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

- Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?

- Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но в ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с "двойками," в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.

- Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

 Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

- Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

 При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Уважайте своего ребенка!